Описание первого этапа

На первом этапе участникам предлагается выполнить письменную работу, содержащую различные типы заданий. На выполнение работы отводится 2 часа.
Задача первого этапа – отобрать наиболее подготовленных в биологии старшеклассников для участия во втором, устно-практическом этапе.

Для правильного ответа на подавляющее большинство вопросов письменного этапа требуется только информация, изложенная в базовых школьных учебниках по биологии. Основные темы вопросов: анатомия и физиология человека (включая «зоологические» вопросы по сравнительной анатомии и физиологии), цитология, биохимия, молекулярная биология. Медицинская тема затрагивается мало, в основном с целью привлечь внимание школьников и педагогов к важным, но не достаточно освещённым в учебниках вопросам. То же касается некоторых биологических вопросов, выходящих за рамки школьной программы.
На письменном этапе предлагаются задания нескольких типов. Разнообразие форм заданий является важной особенностью олимпиады. С одной стороны, программированный характер заданий позволяет сделать оценку знаний участников максимально объективной; с другой стороны, основное количество вопросов отличается от обычных тестовых «угадаек» и подразумевает серьёзную и разнообразную интеллектуальную активность.
Отвечая на вопросы, надо иметь в виду, что все они относятся к здоровому взрослому человеку, который находится в условиях физического и психоэмоционального покоя (если это явно не противоречит формулировке вопроса).

Задания на выбор правильного варианта ответа
Необходимо выбрать из предлагаемых вариантов ответов один или несколько правильных.
Пример:
тесты

Задания на установление истинности высказываний (для 8-9-х классов)
Требуется оценить истинность каждого из предложенных утверждений.
Пример:
установление истинности высказываний

Задания на установление причинно-следственной связи (для 10-11-х классов)
Оценить истинность каждого из двух высказываний и наличие между ними причинно-следственной связи, выраженной союзами «потому что» или «поэтому».
Пример:
причинно-следственная связь

Задания на знание значения терминов
Требуется объяснить значение нескольких биологических и медицинских терминов, расшифровать аббревиатуру или написать значение греческого или латинского корня. При оценке ответа учитывается, в первую очередь, не формальная точность определений (для некоторых терминов они очень сложны), а указание наиболее важных моментов.
Пример:
Объясните значение слов или расшифруйте аббревиатуру
Анатомия –
Канцероген –
ВИЧ –
Pathos (греч.) –

Задания на знание численных значений
В этом задании требуется указать значение различных величин (числовое значение и единицу измерения). Важно при этом, чтобы для тех физиологических показателей, нормы по которым представляют собой диапазон значений, школьник указал именно диапазоны, а не единичное значение, пусть даже попадающее в границу нормы.
Пример:
нормы

Задания на объединение понятий (для 8-9-х классов)
Объединить по какому-либо признаку три из предложенных четырех понятий и указать «лишнее», объяснив свой выбор. В этих заданиях возможны несколько вариантов правильных ответов.
Пример:
Желудочный сок – слюна – кишечный сок — желчь
Лишнее — желчь, остальные — содержат пищеварительные ферменты;
или лишнее — желудочный сок, остальные — имеют щелочную реакцию.

Задания на поиск закономерностей (для 10-11-х классов)
Уловить закономерности, по которым построены обозначения понятий.
Пример:
рожицы

Задания на работу с изображениями
Участникам предлагается 5-6 рисунков, изображающих те или иные структуры организма человека. Требуется дать название каждому рисунку в целом и его отдельным элементам.
Пример:
картинки

Задания на расчёт
Предметную область этих задач можно обозначить как биофизика и биоорганическая химия. По сути же они являются стандартными школьными задачами по химии и физике с биологическим содержанием.
Пример:
задачи

Задания на работу с данными биомедицинских исследований
Задание направлено на оценку способностей школьников извлекать информацию из представленных в письменном и графическом виде данных, сопоставлять их между собой, проводить расчеты, делать логические выводы. Вся фактическая информация, необходимая для решения, имеется в самом тексте задания. Последний раздел данного задания включает небольшой открытый вопрос по теме.