Описание второго этапа

Второй этап является устно-практическим.Он включает в себя три станции:
«Общая биология»,
«Анатомия и физиология человека»,
«Основы медицинских знаний».

Школьники 11-х и 10-х классов проходят все три станции, школьники 8-х и 9-х классов – только две последние станции.

Второй этап проводится по билетам. На каждой станции участник отвечает на два вопроса по темам, соответствующим её названию.
К каждому вопросу прилагается материал для практической работы: гистологические препараты для микроскопии, препараты костей человека и скелетов позвоночных животных, муляжи внутренних органов, дидактические карточки, динамические наглядные пособия, приборы для измерения физиологических показателей, рентгенограммы, материалы для оказания первой помощи и т.п.
Участники дают ответы на вопросы и демонстрируют практические навыки членам жюри.

Особого внимания заслуживает станция «Основы медицинских знаний». Несмотря на своё название, станция призвана не столько проверить фактические знания по медицине (специальных знаний нельзя ожидать от участника, поскольку этого нет в школьной программе), сколько оценить общий уровень знаний и умение рассуждать логически и в рамках здравого смысла. Например, участник не может и не должен знать медицинской помощи при прободении язвы желудка, но он должен сообразить, что человеку, у которого в стенке желудка возникло отверстие, не нужно давать пищи и воды. Другой пример – школьник не должен знать всех правил десмургии (учения о наложении повязок), но должен понимать, что повязка должна выполнять свою функцию (например, фиксировать перевязочный материал на ране, проще говоря, не сползать).

Пример билета

Станция «Общая биология»

вирус табачной мозаики

Задание 1.
Составьте ответ по рисунку.
В чём идея эксперимента, схема которого представлена на рис. А?

Задание 2.
Рассмотрите под микроскопом препарат и сделайте схематический рисунок увиденного. (Примечание: участник получает гистологический препарат крови человека).
К какому типу относится ведущая ткань, представленная на препарате?
По каким признакам Вы её определили?
Каковы особенности строения тканей этого типа и составляющих их клеток в связи с выполняемыми функциями?

Станция «Анатомия и физиология человека»

срез

Задание 1.
Назовите структуры, изображённые на рисунке.

Задание 2.
Покажите на макете основные отделы скелета человека.
Используя макет, расскажите про особенности скелета, характерные для человека и про их эволюционно-приспособительное значение.

Станция «Основы медицинских знаний»

ситуационная задача

Задание 1.
Окажите помощь по ситуации на фотографии.

Задание 2.
Какие поражающие факторы могут угрожать человеку при купании в озере? Какие правила безопасности следует соблюдать?